• Министр культуры РФ Ольга Любимова в эфире «Говорит Москва». «Итоги недели с Романом Бабаяном» 27.03.20.

    18:00 Март 27, 2020

    В гостях

    Ольга Любимова

    министр культуры РФ

    Р.БАБАЯН: Ольга Борисовна, вот такое непростое время, коронавирус и т.д., всевозможная информация идёт всё время, все переходят на какие-то особенные режимы работы, что планируется сделать, допустим, министерством культуры и что уже сделано?  

    О.ЛЮБИМОВА: Роман Георгиевич, существует достаточно давно уже портал «Культура.РФ». И очень много сил было приложено к тому, чтобы эта платформа была создана. И там были в достаточной мере представлены и лекции, и спектакли, и экскурсии различные, кино, как игровое, так и документальное.

    И в данной ситуации, конечно же, она пригодилась как никогда. Потому что ежедневно у нас добавляются все новые и новые мероприятия, все новые и новые экскурсии. И, в принципе, с момента начала такого дистанционного и получения образования, и каникул школьников у нас количество онлайн-трансляций увеличилось в 5 раз. Существует огромное количество новых абсолютно экскурсий, помимо этого существует огромное количество лекций.

    Мы мониторили, мне, конечно, очень приятно отметить, что именно на портале «Культура.РФ» самой большой популярностью пользуются образовательные программы. То есть видно, что огромное количество людей не теряет это время даром.

    Ещё помимо образовательных программ тоже хотела подчеркнуть — детские спектакли. То есть, каким смыслом хочется наполнить жизнь своего ребёнка, расписание дня которого сильно изменилось. Если уж пользоваться каким-то девайсом…

    Р.БАБАЯН: Да, есть такая напасть у нас.

    О.ЛЮБИМОВА: То есть возможность посмотреть огромное количество детских хороших, качественных, не вредных, а наоборот — полезных спектаклей, вот это очень важно. И видно, что родители пользуются этим.

    И, соответственно, нам, конечно, приятно, что и современные крупные платформы также присоединяются к нам, берут и у нас какие-то ресурсы, придумывают параллельно вместе с нашими замечательными театральными площадками какие-то мероприятия, которые также потом появляются на портале «Культура.РФ». Мне кажется, что очень важно, что это вот такая жизнь, высококультурная, полностью ориентированная на нашего зрителя.

    Р.БАБАЯН: А есть какая-то конкретная информация, насколько это действительно пользуется популярностью? Это сейчас как замеряется, числом просмотров, числом заходов на те или иные вещи, спектакли или концерты?

    О.ЛЮБИМОВА: У нас в два раза увеличилось действительно количество просмотров. Мы перешли планку в 2 млн человек. А то, с чего мы начинали — это был концерт Дениса Мацуева из московской филармонии — одновременно сумели посмотреть 2 млн человек. Как вы понимаете, классический тысячный зал московской филармонии в этот момент расширил свои горизонты в такое количество раз.

    Р.БАБАЯН: Потрясающе!

    О.ЛЮБИМОВА: И действительно это очень приятно. И качество трансляции, как-то за него не стыдно, это 4K. И такая реакция самых разных зрителей… Потому что когда мы говорим о 2 млн человек, это речь не идет о какой-то, знаете, элитарной части общества, привыкшей к нашим постоянным трансляциям из московской филармонии, речь идет о том, что действительно массовый просмотр.

    Р.БАБАЯН: Прекрасно. Это была чья идея на самом деле, расширить вот эту историю в онлайн-формате? Потому что, например, мы наблюдаем за тем, что происходит в других странах мира, просто приходит информация — Лувр закрылся, галерея Уффици закрылась, это закрылось, другое закрылось. Но я не видел ещё на информационных лентах, чтобы они тоже что-то такое делали в онлайн. Это чисто наше ноу-хау или же это уже какое-то международное...?

    О.ЛЮБИМОВА: Крупные, большие театральные подмостки, конечно, уже давно запустили свою онлайн-деятельность. Но приятно отметить, что Россия никогда в этом смысле не плелась в хвосте, и Большой театр, и Мариинский театр, их премьеры всегда пользовались вниманием во всем мире.

    На данный момент, например, чтобы сориентировать как-то ваших радиослушателей в цифрах, 140 тыс. человек пользуются ежедневно услугами портала «Культура.РФ».

    Р.БАБАЯН: Это очень много.

    О.ЛЮБИМОВА: Да. И мы, конечно, очень хотим не останавливаться на достигнутом. И понятно, что помимо наших что называется прямых подведов, наших учреждений, все время добавляются все новые и новые, региональные театры пишут: мы тоже хотим появиться на крупных платформах, мы тоже хотим к вам.

    И вот мы с сегодняшнего дня сделали такую большую всероссийскую афишу, потому что информации со всех сторон много. И со своей стороны, и со стороны министерства культуры мы полагаем очень важным, чтобы был такой единый большой на целый день репертуар, где можно в любой момент зайти на портал «Культура.РФ», выбрать удобное, интересное, важное то или иное мероприятие, по интересам, по возрасту. У нас, опять же, возраст от 0 до 99 лет, в принципе, все могут воспользоваться тем или иным предложением и посмотреть из какого театра, из какого города или какая лекция, или экскурсия из какого музея, что тоже очень важно.

    Вы понимаете, сейчас помимо всего прочего и наши музеи один за другим соревнуются и стараются каждый по-своему не только показать свою уникальную коллекцию, но показать, какие уникальные экскурсоводы в наших музеях, как прекрасно и интересно для самого разного возраста они могут рассказать о своих коллекциях.

    Р.БАБАЯН: Поймал себя на мысли, что обязательно хочу пойти на какую-нибудь экскурсию и посмотреть, как это будет выглядеть именно в онлайн-режиме. А что у нас с кино, Ольга Борисовна?

    О.ЛЮБИМОВА: Тоже очень интересно. Понятно, что помимо того, что существует достаточное количество наших дорогих и любимых платформ, представляющих большое количество кино, на «Культура.РФ» собрано, например, для школьников те самые 100 фильмов отечественных, которые предваряются 100 лекциями. Это тоже очень важно, потому что это классический, с одной стороны, отечественный кинематограф, подчас не все дети и школьники с ним знакомы, так получилось. Но предваряет его 15-минутная небольшая, современным языком, форматом модно, красиво снятая лекция с любимыми современными артистами, которые рассказывают о том, что для них был этот фильм и значил, почему он такой важный, как он был создан, в какое время он был создан, как воспринимался ровесниками тех ребят, которые сейчас будут смотреть это кино уже совершенно другими глазами. Достаточно большая коллекция представлена на портале «Культура.РФ».

    И я очень рада, конечно, за российских кинематографистов, что в такое сложное время у нас все-таки есть качественные легальные ресурсы, где можно в хорошем качестве посмотреть наше кино, в том числе созданное при поддержке министерства культуры и Фонда кино.

    Мы вчера как раз говорили с несколькими российскими продюсерами, я думаю, что в течение ближайшего времени… Мы знаем, что есть такие достаточно громкие сейчас в онлайн премьеры сериалов, но мы полными метрами российскими тоже порадуем и будет, что посмотреть.

    Р.БАБАЯН: Прекрасно! Какие еще планы? Есть ещё что-то такое, что мы в ближайшее время увидим?

    О.ЛЮБИМОВА: Вы знаете, у нас есть несколько проектов совместно с каналом «Культура». И это тоже очень важно, потому что мы понимаем, что помимо наших дорогих современных зрителей, которые умеют и прекрасно пользуются интернетом, еще есть и замечательный канал «Культура», где будут представлены уже в скором времени проекты и для самых маленьких наших зрителей и проекты музыкальные. Вот эти все новые форматы мы стараемся сейчас оперативно отрабатывать.

    И помимо всего прочего, конечно, большая радость, что практически каждый день появляются новые идеи. Сейчас, вы понимаете, в такой новой для нас реальности наши замечательные творческие коллективы самоизолированы и, конечно, у творческих людей рождается масса новых идей. В том числе, конечно, мы планируем онлайн провести новые конкурсы по поддержке кинематографии.

    Вы знаете, как после каждых таких непростых кризисных ситуаций вообще в истории, не только нашей страны, рождается абсолютно новый киноязык, новый взрыв в кинематографии. Вот я надеюсь, что те сложности, с которыми мы столкнулись сейчас, восполнятся какими-нибудь очень интересными и яркими сценариями, которые уже совсем скоро претворятся в жизнь при нашей поддержке.

    Р.БАБАЯН: Связанные с коронавирусом?

    О.ЛЮБИМОВА: Надеюсь, наоборот — связанные с радостью, с любовью, с романтикой, с комедиями. Я думаю, что всегда реакция на какое-то вынужденное заточение… Я надеюсь, что все сложности мы сейчас отрефлексируем в интернет-пространстве, в соцсетях, а кинематограф будет заставлять нашего зрителя испытывать положительные эмоции.

    Р.БАБАЯН: Ольга Борисовна, еще такой вопрос. Проходила информация о том, что некоторые руководители наших ведущих музеев подсчитывают убытки, связанные с тем, что музеи закрываются, называются суммы определённые. Ничего страшного в этом нет, как вы думаете?

    О.ЛЮБИМОВА: Конечно, это очень непростое для нас и время, и известия. И понятно совершенно, что мы постоянно отрабатываем также в режиме онлайн, к сожалению, не только наши замечательные трансляции, но и ситуацию с выпадающими расходами. Нам предстоит это проработать всем вместе и оценить. И в том числе проблемы с билетами, как вы понимаете, существуют. И многие зрители не хотят возвращать билеты. Будем прорабатывать.

    Все, что мы говорили перед этим, связано с творчеством. Мы его только поддерживаем и радуемся, скорее, как зрители. А наша работа внутри министерства — это максимально поддержать и наши подведомственные структуры, и, безусловно, бизнесменов, которые занимаются культурой, помогают продвигать культуру, наши кинотеатры, наши замечательные частные коллективы, которые тоже нужно не оставить без внимания, вот ровно сейчас повседневная наша работа и посвящена этому.

    Р.БАБАЯН: А по поводу бизнесменов. Мы часто общаемся с нашими слушателями, звонят люди и говорят, что на самом деле каждый сам за себя, каждый пытается каким-то образом обеспечить какие-то выгоды для своего бизнеса, никто не думает обо всех остальных. В вашем случае, насколько я понимаю, ровно наоборот получается? То есть они с пониманием относятся к тому, что происходит и еще пытаются как-то помочь?

    О.ЛЮБИМОВА: Вы знаете, да. Вот сейчас очень важно, мне кажется… Это еще и творческие люди. Это моральное состояние всех людей, которые ходили в зрительные залы, так и людей, которые ходили на сцены этих замечательных учреждений. И вот то, что сейчас есть такое единение и желание помочь…

    Я думаю, что стоит добавить, что все люди, которые выходят с концертами на онлайн-трансляции, делают это абсолютно бесплатно. Даже те люди, которые пытались первое время как-то странно обвинить, что мы занимаемся такой деятельностью на фоне беды, в это момент, конечно…

    Р.БАБАЯН: А такие были, да?

    О.ЛЮБИМОВА: Конечно, конечно, критикуют. Слушайте, ну, всегда лают в спину и в лицо каравану. Понятно прекрасно, что какие-то соображения по этому поводу были, но это с лихвой компенсировалось тем, что на данный момент это абсолютно благотворительная история и добрая воля тех людей, которые не оставляют своих зрителей и не могут не играть, не могут не выступать. И, конечно, честь и хвала им и огромная благодарность.

    Но в дальнейшем, мы все понимаем, конечно, что наша работа с учреждениями будет очень серьёзная. Это достаточно серьёзная работа и с национальным проектом «Культура» в рамках корректировки, все это впереди, это понятно.

    Р.БАБАЯН: Да, это все впереди, это правда. Говорят, что вы как никто другой стоите на страже нашего отечественного кино и преференции тем нашим продюсерам и режиссерам, которые собираются снимать и приходят к вам с предложением, что они хотят снять какой-то патриотический фильм и т.д., это действительно так, вы руководствуетесь только этими соображениями?

    О.ЛЮБИМОВА: Нет, вы знаете, у нас вообще, в принципе, конкурс по 8 или 10 направлениям. У нас нет каких-то плохих или хороших жанров. Я вам могу точно сказать как театровед с дипломом — у нас Шекспир писал комедии. Поэтому то же самое и в кинематографе, у нас нет жанров, которые хорошие для министерства культуры, и нет жанров, которые плохие для министерства культуры. И все артхаусное кино, которое чего-либо добилось на международной арене и на российском фестивальном пространстве, конечно, было при поддержке министерства культуры создано или Фонда кино. Поэтому говорить о том, что мы занимаемся исключительно поддержкой какого-то определенного кино, тем более того направления, которое нравится мне, это неправда. Но, слава богу, отрасль это прекрасно знает, я давно работаю в министерстве, достаточно по крайней мере, чтобы они знали, что это не так.

     

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено