• Глава департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин в программе «Хороший вопрос» от 08.04.2020

    Поддержка бизнеса в Москве

    11:00 Апрель 8, 2020

    Поддержка бизнеса в Москве

    В гостях

    Алексей Фурсин

    Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы

    А.ОНОШКО: Доброе утро, дорогие друзья! 8 апреля на дворе. И сегодня пришло время как раз уже поговорить, наконец, и о бизнесе – о бизнесе малом, среднем, в том числе и о самозанятых, вообще обо всём этом. Нашего сегодняшнего гостя мы ожидаем на линии в ближайшие минуты. Это будет Алексей Фурсин, руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Вы можете отправлять прямо сейчас ваши вопросы к нам в прямой эфир через sms-портал +7-925-88-88-948, Telegram govoritmskbot. У себя в Telegram я каждый раз пишу адрес govoritmskbot. Мой Telegram «Анастасия Оношко», можете там посмотреть последние сообщения. Там же я, кстати, дала ссылку на сайт департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы для того, чтобы вы сами ознакомились со всем перечнем новостей, которые у них есть. Ну, а прямой эфир, я думаю, может быть, мы подключим во второй половине часа. Вы, если мы успеем, сможете задать ваши вопросы напрямую Алексею Фурсину.

    Алексей, вы нас слышите уже?

    А.ФУРСИН: Да, я слышу. Доброе утро, Анастасия.

    А.ОНОШКО: Доброе утро. С тех пор, как мы с вами последний раз виделись, много чего изменилось. Сейчас, прямо сейчас, какие меры вы разработали для того, чтобы поддержать малый и средний бизнес?

    А.ФУРСИН: Да, Анастасия, действительно многое поменялось буквально за очень короткий период, наверное, немножко даже мир изменился. Но жизнь продолжается, и мы понимаем, что на сегодняшний день должно быть несколько инструментов вводится постепенно различными пакетами. Поэтому уже инициированы были и приняты решения на федеральном уровне, на региональном уровне, с точки зрения налоговых послаблений. Наш департамент занимается именно поддержкой малого и среднего бизнеса в части субсидиарной поддержки. Поэтому во второй пакет 31 марта вошло достаточно большое количество изменений, которые коснутся фактически каждого предпринимателя с точки зрения компенсации определенных затрат.

    Что на сегодняшний день принято и с учетом предложений предпринимателей, с учетом необходимости ввода антикризисных мер? Введена новая совершенно субсидия, аналог имеется на федеральном уровне, — это льготные кредиты для предпринимателей. Если на федеральном уровне это 8,5% на любые цели, то есть мы в данном случае точно так же приняли инструменты субсидирования затрат кредитных организаций для того, чтобы у предпринимателя была ставка не выше 8%. Это касается не только сфер, которые сейчас выделены правительством России в качестве максимально попавших под кредитные явления, но и касается любых предпринимателей, но рассчитано это на бизнес, который был создан не более трёх лет. То есть это в основном, конечно, молодой бизнес, но при этом они могут получить кредиты от 500 тысяч до 15 миллионов под 8-процентную ставку. Сейчас мы отбираем банки, проводим отбор, дальше будут, соответственно, перечислены им средства для выдачи таких кредитов. Программа начнется, я думаю, что это начало мая, я думаю, уже можно будет получать эти кредиты.

    Второе новое. С учётом, конечно, сегодняшних ограничений, в связи с коронавирусной эпидемией, мы понимаем, что сейчас многие предприниматели ушли в онлайн, в интернет-продажи, в доставку еды. Поэтому внесли изменения в части как раз субсидирования затрат, до 50% расходов субъектов малого и среднего бизнеса компенсируем на продвижение своего товара на торговых интернет-площадках, на оплату услуг онлайн-сервисов по доставке еды. Не более 700 тысяч рублей. Но при этом мы понимаем, что у агрегаторов совершенно разные ставки по комиссии и по их услугам, поэтому со всеми крупными агрегаторами мы ведём переговоры для того, чтобы они могли попасть в эту программу. То есть у них ставка должна быть не выше 20%. Сейчас фактически каждый из крупняка готов… то есть кто-то уже снизил ставку, кто-то сейчас находится на стадии решения. Вчера проводили с ними онлайн-конференцию, все заявили о готовности работать по этой программе, самое главное — востребованность у предпринимателей, у пользователей их площадок.

    Следующее важное, наверное, тоже для сектора гостиниц, гостиничного бизнеса. Они могут компенсировать затраты по приобретению оборудования, которое они ранее приобретали. То есть она распространяется ретроспективно на год назад. Поэтому даже в тот период, когда ещё мы находились в докризисном явлении, те, кто планировал какое-то развитие, покупал оборудование, могут скомпенсировать это оборудование плюс, соответственно, скомпенсировать затраты на кредиты, которые они брали как на приобретение оборудования, так и на развитие своего бизнеса. Мы субсидируем затраты в размере ключевой ставки, сейчас она 6%. Соответственно, они могут это субсидировать, если просто кредит взят на развитие. Если приобреталось оборудование, они могут субсидировать, если тратили деньги собственные на покупку 25%, если иностранное там оборудование есть, если отечественное, то вообще 35% от потраченных средств до 10 миллионов на каждого предпринимателя предусмотрено.

    Помимо этого, то, что до этого было ограничение у нас субсидий на компенсацию затрат как по приобретению оборудования, так и по кредитованию, то предназначалось только резидентам технопарков. Сейчас решением правительства Москвы распространили этот инструмент на участников кластера, а участником кластера по сути может являться любой московский предприниматель. Но этот инструмент рассчитан на три сферы, это достаточно крупные и достаточно передовые компании — это все, кто работают в промышленности, все, кто работают в инновациях и науке, и кто работает в IT-секторе. Точно такие же инструменты на них распространяются. Для этого достаточно всего лишь стать участником кластера, это безбарьерный вход, никаких проблем. Даже сейчас, в ограниченную, дистанционную работу, можно проводить, всё это делается на платформе.

    Понимаем, что отдельный бизнес у нас формировал свою концепцию на основе франшизы. У нас был инструмент, по которому мы компенсировали затраты один миллион рублей, затраты, которые формировались в рамках договора о коммерческой концессии. С учётом сегодняшних явлений, затрат, которые производит бизнес, мы немножко доусовершенствовали этот инструмент и расширили в нём список получателей. То есть мы увеличили срок действия бизнеса по франшизе, это полтора года с момента регистрации договора в Роспатенте, ну это фактически 2- 2,5-летний бизнес, который может воспользоваться этой субсидией. И второе — туда включили дополнительно затраты, связанные как роялти, повышальными взносами, коммунальными платежами. Соответственно, как бы фактически внутри этой субсидии они максимум могут затрат скомпенсировать из бюджета города. Эта субсидия — предельный размер на одного предпринимателя один миллион рублей. Соответственно, мы посмотрели, исходя из начального бизнеса, стартового, то есть это достаточный инструмент, который позволит скомпенсировать предыдущие затраты.

    Отдельно понимаем, что, может быть, кто-то считает, что сегодня не время экспорта. Но в то же время мы видим, что экспорт продолжается, предприниматели при этом многие, те, которые раньше не задумывались об экспорте, смотрят на зарубежные рынки с учётом того, что идёт падение спроса внутреннего. Соответственно, где-то их продукция становится более востребованной. Поэтому мы кардинально поменяли подход с точки зрения поддержки экспортёров. Во-первых, мы расширили не только для экспорта товаров, но и на экспорт услуг. Сейчас можно также компенсировать свои затраты на адаптацию продукции для международного рынка. Это в основном для экспортёров, которые в сфере экспорта услуг, это кино, анимация и другие. И второе — механизм ввели так называемый, условно, экспортный кэшбек. Он заключается в следующем: он не компенсирует затраты, а по сути мы берём его выручку, он говорит, что он заработал столько-то, мы 10% от той выручки, которую он заработал, выдаём в виде гранта. Но при этом как бы два ограничителя: не более 50% объёма налогов, которые он заплатил в городской бюджет в предыдущем году, и то же самое — 10 миллионов рублей, соответственно, по этому гранту он может получить.

    Вот, наверное, блок такой финансовой поддержки, всего 12 инструментов сейчас действует для предпринимателей. По всем идёт отбор заявок. Он начинался ещё до того, как вводились эти инструменты, поэтому мы сейчас оперативно внесли в них те новшества, которые были приняты 31 марта. Соответственно, как бы отбор не прекращается. Поэтому все отборы у нас… там 30 апреля, несколько субсидий мы продлили до 1 июня. Поэтому все предприниматели, которым интересна та или иная субсидия, сейчас должны позвонить в наши call-центры, на наши горячие линии, по которым их снавигируют к профильным специалистам, выдадут комплект документов, переправят на почту, любым удобным способом переправят документы, которые необходимо будет представить нам. Понимаем, что сейчас есть определённые ограничения с точки зрения коммуникации, кто-то работает дистанционно, поэтому установили такой упрощённый режим работы по этим документам для предпринимателей. То есть они в личном кабинете, созданном на mbm.mos.ru, сканируют документы, представляют, наши консультанты, специалисты смотрят эти документы, в случае, если какие-то замечания по ним, точно так же в кабинете этом отрабатываются предпринимателям. Как только будет готов пакет документов, необходимо его представить в департамент. При этом понимаем, с учётом сегодняшних ограничений, мы готовы самостоятельно организовать доставку этого пакета в департамент.

    А.ОНОШКО: Спасибо. Вы по сути нам сейчас рассказываете то, что сейчас действует.

    А.ФУРСИН: Да, это всё действует. Это меры, которые не завтра будут, это сегодня.

    А.ОНОШКО: Сразу несколько вопросов, прямо начиная сначала. Вы начали с того, что есть некоторые послабления налоговые. Мы слышали словосочетание «отсрочка уплаты налогов». Это, я так понимаю, не только на федеральном, но и на местном уровне. Что это значит на самом деле? Это значит, что потом просто они в два раза больше все заплатят? То есть сейчас можно не платить, а в следующем году…

    А.ФУРСИН: Анастасия, я понимаю, что мы все сейчас настроены на то, чтобы… слышим предпринимателей, которые говорят о том, что необходимо просто не давать отсрочку, а вообще снять все эти налоговые платежи. Пока решения как на федеральном, так и на региональных уровнях приняты об отсрочке платежей налогов, различных налогов и по имущественным налогам, и по прибыли. Точно так же и на региональном уровне, это ещё в первом пакете было принято, о переносе их на конец года. Соответственно, дальше необходимо осуществлять мониторинг сфер бизнеса, то есть какие сферы бизнеса как себя поведут, как будет ситуация с точки зрения как экономики, так и распространения коронавируса. То есть, как это будет влиять, собственно говоря, на работу бизнеса. Понимаем прекрасно, то, что вы сейчас озвучили, как вопрос, что сегодня они освобождаются, а завтра, соответственно, будет необходимо ими выплатить как за текущий год, так и за следующий. Поэтому будем смотреть, исходя из этого мониторинга. Мы имеем его фактически в режиме онлайн по большинству параметров экономической деятельности каждого предпринимателя.

    А.ОНОШКО: То есть как бы это ещё не вечер.

    А.ФУРСИН: Конечно, не вечер. Сейчас все пытаются как бы выстроить максимально комфортный для всех сторон режим. Сейчас максимальный запрос «снимите все платежи», мы его слышим, мы знаем. То есть мы не слепые. Снимите налоговые платежи, снимите страховые платежи, снимите имущественные платежи, будь то аренда или налоги, снимите коммуналку и плюс ещё оплату сотрудникам. Мы это понимаем, мы это видим, смотрим. Каждый инструмент должен всё-таки точно так же обеспечивать не только сохранение, но и потенциальное развитие бизнеса. Мы сегодня находимся в ситуации спасения, а завтра будем находиться в ситуации восстановления. Нужно, соответственно, исходя из мониторинга и из сегодняшних инструментов, смотреть не только на сегодняшний день, а на завтрашний. Понятно, что надо максимально сохранить бизнес и самое главное – те коллективы, которые работают у бизнеса.

    А.ОНОШКО: Да. Сразу поясню. У нас уже речь шла о том, что мы уходим все на каникулы, сначала на неделю, потом до 30 апреля, если ничего не поменяется. Мы все понимаем, что у некоторых, особенно малых предприятий, полностью остановилось вообще всё. Им нельзя работать, в смысле, это просто опасно для жизни и здоровья их сотрудников и их клиентов. В этой связи возникает вопрос… То есть был на самом деле введён постепенно, насколько я понимаю, некий запрет на ведение деятельности. И сразу вопрос: ведь были же обещаны и штрафные санкции, потому что люди склонны не всегда слушать то, что им говорят, и не всегда сознательно себя ведут. Во-первых, кто штрафует? И были ли уже штрафы наложены на какие-то предприятия к текущему моменту? Или пока обошлось без этого?

    А.ФУРСИН: Мне неизвестно о том, что на кого-то наложены штрафы. Определен список органами власти, которые имеют право на взыскание определённых актов о нарушении, соответственно, этого режима. Но сейчас не готов сказать, выписаны ли какие-либо штрафы бизнесу. Во всяком случае, не видел никакой информации в правительстве Москвы.

    А.ОНОШКО: А ваш департамент этим не занимается.

    А.ФУРСИН: Нет, на нас это не возложено. Там департамент торговли… госинспекция, там четыре органа, четвёртый сейчас не вспомню.

    А.ОНОШКО: Рассмотрим такой вариант, что была некая компания, совсем маленькая, которая занималась детскими праздниками. Такой сферический конь в вакууме. У них, допустим, пять человек, они на удалёнке и без того вели бухгалтерию, допустим, предоставляли какую-то отчётность. И вот сейчас у них, абсолютно очевидно, что даже если в хорошем случае, даже если у нас сейчас будет хорошая динамика, понятно, что месяца два, а то и больше, а то на самом деле и лето, считай, пропущено, ничего не будет, никто не будет ничего заказывать, все будут избегать на всякий случай всего. То есть они как бы на полгода полностью остаются абсолютно без единой копейки дохода. В этом случае вы какие-то радикальные, крайние случаи вы рассматриваете? Есть ли у вас уже сейчас предложения для таких полностью потерявших свой рынок сбыта, какие-нибудь рекламные конструкции для выставок, которых нет и не будет, видимо, в ближайшие месяцы. Или пока это всё в стадии разработки? И куда слать предложения людям?  

    А.ФУРСИН: Та субсидиарная поддержка, которую мы сейчас разработали, она, понятно, что где-то, в каких-то сферах работает на нескольких направлениях, в каких-то сферы она касается только одного блока затрат. В основном как бы они направлены на то, чтобы именно бизнес мог либо получать доступ к дешёвым деньгам. Я не сказал про наш гарантийный фонд, который берет на себя и продолжает сейчас брать обеспечение даже в сегодняшней ситуации. У нас идут, соответственно, заявки от предпринимателей, от банков под обеспечение гарантийного фонда московского. А второе, соответственно, то, что мы льготное кредитование плюс, соответственно, сейчас федеральная программа только запущена, ещё подлежит наладке, на то, чтобы получить деньги в кредит под ноль процентов на зарплату сотрудникам. Понимаем, что ряд бизнесов, который вы привели, агентства, бюро, организации детских праздников, сейчас может двигаться, наверное, в двух направлениях: можно пессимистично смотреть, что всё, ничего, никаких заказов не будет. Кто-то активно переходит в режим формирования онлайн-продукта и проводит эти мероприятия в режиме сегодняшней дистанционной работы. Что будет завтра, насколько быстро восстановится потребительский спрос на эти услуги, наверное, можно только прогнозировать и гадать. Потому что мы понимаем, если сейчас доходы семьи каким-то образом будут снижаться в связи с тем, что бизнес отправляет в отпуск без оплаты труда, тогда, в этом случае, каждая семья будет для себя принимать решение, на что она, собственно говоря, будет тратить эти деньги. В этой связи, конечно, будут расставлены приоритеты внутри семейного бюджета. Насколько быстро восстановится рынок спрос на эти услуги, зависеть будет как от бизнеса, так, соответственно, от доходов граждан. В этой ситуации мы пока не делаем каких-то точечных программ для какого-то конкретного бизнеса, сказать, что сейчас мы попытаемся помочь только вот этому бизнесу. Мы стараемся брать целыми сферами, которые позволяют во всяком случае снизить финансовую нагрузку со своих затрат для того, чтобы они могли перераспределить свои имеющиеся, ранее полученные доходы или сегодняшние привлекаемые какие-то средства, перераспределить на другие затраты.

    То есть первое, что сейчас, во всяком случае, перенесена оплата налогов. Понятно, что у них остаются затраты, останутся и дальше, когда выйдем мы из нерабочих дней, начнём работать, в любом случае остаются затраты, которые связаны с оплатой труда. Поэтому каждый принимает для себя решение. Я вижу как бы, как бизнес перераспределяет свои расходы с точки зрения того, как работают с коллективом. Где-то лояльно коллектив относится к таким решениям бизнеса, где-то возникают определённые сложности. Поэтому будем смотреть. Я ещё раз повторюсь, с точки зрения мониторинга. Более того, мы сейчас специально под такие точечные меры (буквально вчера) закончили формирование рабочей группы, которую собрали из всех индустрий, из всех деловых сообществ, в которых представлены будут фактически, назовём так, лидеры мнений и непосредственно предприниматели для цели того, чтобы формировать… То есть первое, наверное, смотреть на реальные действия тех инструментов, которые мы вводим. Понятно, что часть мер новая. Любой новой инструмент подлежит определённой адаптации к конкретной ситуации. Иногда необходимо будет оперативно внести изменения, мы на них готовы.

    Второе — это голос индустрии. Сейчас у нас есть уже несколько таких сведённых по индустрии предложений, которые именно направлены на конкретный вид бизнеса. Есть предложения от киноиндустрии, от fashion-индустрии…

    А.ОНОШКО: Давайте мы с вами продолжим после новостей. Вы расскажете, куда люди конкретно могут писать свои предложения, если вы говорите про рабочую группу, опубликован ли список её и так далее, кому можно обращаться. Сейчас новости.

     

    Новости

     

    А.ОНОШКО: Мы продолжаем. У нас сегодня на линии Алексей Фурсин, руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Sms-портал+7-925-88-88-948, Telegram govoritmskbot, телефон прямого эфира тоже я продиктую, потому что к концу мы будем принимать и звонки. Вы не против, Алексей, если пару звонков?

    А.ФУРСИН: Я не против, конечно.

    А.ОНОШКО: Всё-таки прямая линия, давайте интерактивно, люди, может, нервничают, не все успевают написать. Номер нашей линии (495) 73-73-948. Давайте сразу пару вопросов по тому, что вы сказали, формируется рабочая группа. Если коротко, то каждый, у кого есть вопросы, как может обратиться к члену вашей рабочей группы? Где можно найти данные по тому, кого вы туда отобрали?

    А.ФУРСИН: Я назову несколько каналов коммуникации, которые может использовать любой предприниматель для того, чтобы сейчас активно участвовать и задавать вопросы, решать свои проблемы. Первое – это горячая линия, которая открыта при департаменте уже три недели, она работает в режиме семи дней в неделю. Телефон (495) 276-24-17. То есть это все звонки, которые возникают по текущим проблемам, по системным мерам, идут на горячую линию и горячая линия уже распределяет: если это системные меры, то в зависимости оттого, в сфере какого департамента этот вопрос лежит; если это точечный вопрос именно текущего дня, то тогда, соответственно, решает это либо штаб по защите бизнеса, либо непосредственно мы в рамках департамента. Это первое.

    Второе. Можно написать без звонка, сайт mbm.mos.ru, специально открыли для предпринимателей раздел «Коронавирус. Важное для бизнеса», в котором фактически мы сконцентрировали все сегодняшние вопросы, которые могут возникать у бизнеса. Это и горячая линия, о которой я сказал, это часто задаваемые вопросы и по ним можно посмотреть уже кейсы, где, каким образом решён был вопрос или какие ответы получили, то есть как себя ориентировать.

    Третье — это «Право и бизнес». Все сейчас находятся как бы в такой, иногда даже, может быть, дезориентации с точки зрения принимаемых решений. И знать об актуальных принятых актах как на федеральном уровне, на региональном уровне, каких-то отдельных департаментов, каких-то отдельных послаблений можно в рамках этого «Право и бизнес», вот этой странички, прям чётко для себя выбирать то, что нужно.

    А.ОНОШКО: А какой-нибудь Telegram завели для этого, чтобы человек прямо в телефон сообщениями все новости получал?

    А.ФУРСИН: Мы сделали следующим образом. Этот инструмент есть. Если у вас есть личный кабинет на mbm.mos.ru, потому что много предпринимателей именно так зарегистрированы, они подписываются на эти новости или на новые принятые решения, к ним сразу в личный кабинет приходит информация о том, что что-то новое принято, какая-то новость. На то, что он подписывается, к нему будет приходить непосредственно в личный кабинет. Telegram у нас нет, но через сайт мы готовы к коммуникации.

    Четвёртое — это всё, что связано с сегодняшним антикризисным обучением, это как в текущих бизнес-процессах, так и с точки зрения сегодняшних явлений. Плюс онлайн-продукты отдельный блок и плюс новости. Всё размещено на сайте, поэтому, пожалуйста, следующий канал коммуникации.

    Третий канал коммуникации… Я в первой части интервью говорил про большое количество субсидий. Чтобы сейчас сориентироваться по этим субсидиям, ещё один телефон, который исключительно работает на координацию между специалистами, (499) 961-01-20. Это телефон, который работает исключительно по субсидиарной поддержке. То есть, если нужна субсидия, то сейчас они коммуницируют, разводят по специалистам. Вот три формата коммуникации. Всё, что касается рабочей группы, кто в неё вошёл, можно посмотреть на сайте, там более 70 сейчас специалистов, экспертов, представителей бизнеса, представителей ассоциаций, институтов развития, органов власти находятся в рабочей группе. И сегодня мы в два часа будем проводить первое заседание рабочей группы, на котором обсудим как уже вступившие меры, так и те, которые планируется выносить в дальнейшем как на региональный, так и на федеральный уровень. То есть следить можно через наш сайт, там все каналы коммуникации есть. Соответственно, информацию мы будем выносить на странице департамента и сайта mbm.mos.ru. Вот, наверное, для того, чтобы до нас донести какую-то информацию…

    А.ОНОШКО: Я у себя в Telegram тогда эти телефоны все продублирую после нашей программы.

    А.ФУРСИН: Да, спасибо, Анастасия.

    А.ОНОШКО: Чтобы это было одной точкой для понимания для тех, кто интересуется. Вопросы уже присылают наши слушатели. Будет ли отменён торговый сбор?

    А.ФУРСИН: Он приостановлен.

    А.ОНОШКО: Он приостановлен. Это значит, что? Что люди, которые его платят, с начала объявления каникул и до периода, когда они закончатся, за этот период могут его не платить? Так ли это?

    А.ФУРСИН: Точно также перенесены до конца года. Соответственно, те сферы, которые попали…

    А.ОНОШКО: Можно сразу вопрос. Пишет нам другой слушатель. У него жена арендует помещение в ТЦ. Закрылась по решению московского правительства с 28 апреля. Тут вопрос отдельный, она не может осуществить сейчас онлайн-продажи. Я думаю, там, конечно, много проблем, кассовые аппараты и вообще много чего надо делать, чтобы быстро перейти. Волнуется по поводу аренды за время изоляции, ведь её прибыль зависит от приходящего покупателя.

    У меня сразу вопрос. Я, правда, не веду бизнес. Но я представляю себе, вот у меня 100 коробок в год, допустим, продаётся чего-то. И вот у меня на месяц всё закрылось. Оказалось, что я продала не 100 коробок, а 80. С чем связан этот торговый сбор? Он привязан к объёму, на который ты наторговал, или это какая-то константа, которая всё равно должна быть оплачена?

    А.ФУРСИН: Это константа.

    А.ОНОШКО: Но разве это справедливо? Почему люди, останавливаясь и не получая… Понятно, что нет никакой гарантии, что они смогут наторговать.

    А.ФУРСИН: Здесь же вы два вопроса задаёте. Торговый сбор — это то же самое, как и налоги. То же самое решение, как принято по налогам, так и по торговому сбору. В этой ситуации мы можем вернуться к началу нашего разговора. Понятно, что через какой-то период времени нужно будет его платить.

    А.ОНОШКО: А почему не могут его отменить? У меня вопрос: какая проблема в том, чтобы его именно отменить?

    А.ФУРСИН: Пока решение именно такое. Пока решение связано с переносом. Будем дальше ориентироваться на основе мониторингов. Будут ли приняты дополнительные решения об отмене или переносе, будем смотреть, учитывая, что частично это федеральный, частично это региональный акты.

    Что касается аренды, по аренде точно так же. Приняты решения в отношении тех сфер, которые мы уже неоднократно называли. Для торговых центров и для объектов коммерческой недвижимости установлены, соответственно, в случае, если они снижают ставку по арендной плате не менее чем на 50%, точно так же у них предусмотрены льготы по имущественным налогам, налога на землю, налога на имущество.

    А.ОНОШКО: Вы упомянули в первой части, что есть некий экспорт товаров и услуг. А что сейчас идёт на экспорт у нас, в смысле, товаров из Москвы? Вы можете примеры привести?

    А.ФУРСИН: Сейчас активно, даже в том числе и малые компании, даже новые компании, которые раньше не осуществляли экспорт, это в сфере медицины востребованный товар. Это и расходные материалы, и какие-то медицинские инструменты, частично медицинское оборудование. Собственно говоря, экспорт точно так же сохранился и в других сферах, но это, наверное, сейчас самое актуальное, то, что нам заявляли, не статистика даже, а сами предприниматели на конференции. У нас будет отдельная конференция по экспорту, вообще про экспорт и все инструменты по поддержке, буквально, по-моему, завтра будет проходить. То есть тем, кому интересно, пожалуйста, точно так же видеоконференция, в которой могут участвовать любые компании.

    Мы сейчас, с точки зрения экспорта, статистику, учитывая, что она запаздывает, она как минимум с опозданием в 2 месяца, поэтому мы видим январскую, наверное, она сейчас не показательна с точки зрения динамики. Но это кейсы, которые, как говорят сами предприниматели, там, где проходят через наш Московский экспортный центр, который именно на задаче стоит поддержки и инструментария экспортных компаний, точно так же мы фактически, наверное, перенастроили. Потому что часть, условно говоря, мероприятий, которые были необходимы экспортёрам, не знаю, выставки, бизнес-миссии, какие-то инструменты, связанные с выездом на зарубежные мероприятия, мы, конечно же, сейчас все поотменяли. Мы фактически вышли в режим онлайн. То есть даже бизнес-миссии мы начали проводить в режиме видеоконференций с зарубежными партнёрами, с зарубежными байерами. Поэтому здесь блок работ сохранился. Поэтому всем тем, кому продолжает быть интересен выход на экспорт или тех, кто вышел, расширение рынков, пожалуйста, точно так же есть Московский экспортный центр, на который нужно отправлять заявку, чтобы мы формировали под них свои продукты. Потому что каждая страна сейчас — это не история только одной страны, России. Каждая страна сейчас пытается переформатировать поддержку торговых связей. Сейчас первые мы как раз вот эти бизнес-миссии начинаем проводить, это Японии…

    А.ОНОШКО: CAR-GO! продолжает летать и грузы продолжают двигаться, насколько я понимаю. Пассажирские перелёты отменены, а CAR-GO! — нет.

    А.ФУРСИН: Да.

    А.ОНОШКО: Ещё вопрос от нашего слушателя, у которого никнейм Край леса в Telegram: «Самозанятые — это ваша тоже история или нет?»

    А.ФУРСИН: Можем сказать, что наша, потому что в данном случае мы формировали для самозанятых набор инструментов поддержки в большей степени образовательных. Информационных и образовательных. То есть основной вопрос, который стоял всегда по самозанятым, чтобы мы могли распространить на них все инструменты, чтобы они стали юридически субъектами малого и среднего бизнеса. Для этого должны быть внесены изменения в федеральный закон 209-й для того, чтобы придать им соответствующий статус, чтобы на них автоматически распространились все инструменты поддержки городские, или федеральные, или институциональные. Сейчас этот законопроект в Думе. Мы надеемся, что он в ближайшее время будет принят. Соответственно, точно так же на них можно будет распространить. Пока юридически мы имели право только оказывать там, где это не связано с финансовой поддержкой. То есть это вопрос, связанный с образованием, большая такая консультационно-информационная поддержка. Слушатели… я прошу точно так же направлять от них заявки какие-то, предложения по ним, потому что здесь совершенно разные могут быть случаи. Потому что у кого-то на бизнес сегодняшняя история не повлияла, он как осуществлял в режиме онлайн работу, так и осуществляет. У кого-то кардинально встало всё на стоп. Это разные совершенно могут быть подходы, нашей помощи, нашей поддержки. Иногда, может быть, в текущей ситуации, ведь здесь переход, условно говоря, из самозанятого в статус ИП, он не представляет на сегодняшний день какой-то сложности. Но ты становишься сразу в группу лиц, в которой ты можешь получить те виды поддержки, которые сейчас есть у города.

    А.ОНОШКО: Заодно и обязанностей чуть побольше, чем у самозанятых.

    А.ФУРСИН: Да, обязанностей. Анастасия, каждый предприниматель (если он действительно предприниматель), он считает бизнес-модель. Понятно, что по самозанятым у него одна система отчётности, у него одна система налогообложения, у ИП — другая.

    А.ОНОШКО: Мы же ещё говорим с вами не только и не столько про обычную ситуацию, где, в общем, да, своя голова, как говорится, считает. Мы говорим о ситуации фактического. Вы бы согласились, что это форс-мажор, всё, что происходит, или нет?

    А.ФУРСИН: Да.

    А.ОНОШКО: Пока это как бы ещё не известно, как это объявится юридически, появится ли такая сейчас категория, но ситуация непредсказуемая во многом. Поэтому так-то посчитать не все могут, а тут столько данных, переменных, когда ты, понятно, что становишься должен точно, никто тебе ничего не отменит пока, что ты получишь, ты предсказать, на самом деле до конца точно не можешь.

    Давайте звонки, я напомню наш номер. (495) 73-73-948. Здравствуйте.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро, уважаемая Анастасия и ваш также уважаемый не менее гость. Михаил, Московская область. Я, честно говоря, с ленцой ожидал этого разговора, но прослушал. Естественно, я понимаю, как тяжело этому уважаемому эксперту, ответственному лицу произносить эти слова, которые он произносил с начала передачи, назвав все те же самые ставки, все те же самые обязательства, которые почему-то он считает теперь льготные, которые существовали и до этого фиаско, и до кризиса, и вообще всегда. Как всегда, ничего нового. Давайте делить настоящих и ненастоящих. Как только начинается раздел, сразу всё становится в глазах власти ненастоящим.

    Понятно, что никакого отношения все эти меры, за час перечисленные, не имеют отношения к реальности никакого.

    А.ОНОШКО: Михаил, а что бы вы видели? В вашем идеальном мире какие бы вы хотели услышать меры, давайте сразу коротко?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Анастасия, дорогая, я не в идеальном мире живу. Я прошёл жестокие моральные страдания, живя в Советском Союзе, и не только моральные. А как сейчас мир весь поступает?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Очень по-разному. Михаил, ну все по-разному. Потом до нас долетают переводные, в общем, какие-то короткие…

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Не переводные. У меня прямой опыт. Я с Испанией разговариваю, не самой великой, каждый день. Там у меня компаньон и так далее. Любой человек получает 70% своей зарплаты. Вот гостиница закрыта, уборщица каждую неделю там получает свои деньги.

    А.ОНОШКО: За счёт кредитов, которые можно не возвращать, да? Или что?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Это зарплата. Дальше. Что нужно делать? Уж ладно, в худшем случае любой предприниматель, любое предприятие должно имитировать свои обязательства в виде какой-то ценной бумаги, сдавать его в Минфин и получать как минимум полугодовое содержание на аренду, на зарплату или трёхмесячное и так далее. А вот то, что мы сейчас прослушали, это чисто по-советски.

    А.ОНОШКО: Михаил, спасибо вам большое. Алексей, я готовилась когда, я отправляла вам предварительный, примерный такой список вопросов от себя. И там был пункт про прямые денежные вливания. Мы слышим о том, что есть некий… Видно, что некий бюджет выделен, но это такая как бы поддерживающая мера, не которая приходит и тебя спасает, освобождает от головной боли на несколько месяцев. Почему нет, или нельзя так сказать, что прямых денежных вливаний нет?

    А.ФУРСИН: Разве это не является прямыми денежными вливаниями? Если вы вчера, условно говоря, потратили 20 миллионов, сегодня 10 миллионов вернули, которые как бы уже в вашем бизнес-плане были запланированы как потраченные. Не является ли это денежным вливанием? Да, конечно, наверное, проще было бы сказать: пусть бюджет выделит под все сферы объём финансирования на полгода или на год. Но ни один бюджет не выдержит нагрузки. Представьте, сколько у нас в Москве на сегодняшний день созданных предпринимателей. Почти под миллион можно их посчитать.

    А.ОНОШКО:  А вы вообще объём этот прикидывали?

    А.ФУРСИН: Конечно, есть расчёты, расчёты в большей степени мы смотрели через те сферы затрат, которые мог бы взять через различные инструменты поддержки бюджет. Поэтому, собственно говоря, несколько инструментариев. То, что Михаил сейчас говорил, что это ранее существующие инструменты, и они ничем не поменялись, я не знаю, где он, собственно говоря, получал по 8% кредиты. Может быть, в Испании? Но в России средние ставки, любой предприниматель скажет, что они 11, 12, 13, а для начального бизнеса, которому мы сейчас даём возможность получить под 8%, при сегодняшней ситуации, ему вообще не выдавали кредита, потому что у него нет никакого обеспечения, у него нечего даже заложить. А мы сейчас говорим, что мы выстраиваем как систему гарантий, так и возможности получения кредита. Да, понятно, что каждому придётся сейчас перестраивать свою бизнес-модель.

    Что касается прямых вливаний, то есть дать деньги, сколько вам нужно потратить, столько дать из бюджета — нет, такого механизма нет. То есть только то, что вы сами назвали. Да, выстраивается сейчас, только настраивается, наверное, банками модель финансирования через кредиты нулевые, беспроцентные кредиты предпринимателям на оплату заработной платы и то это в размере минимального размера оплаты труда. Да, этим можно воспользоваться. Но для того, чтобы понимать, воспользоваться этим или нет воспользоваться, точно так же нужно смотреть с какой-то перспективой, на 3, 6, 9 месяцев. Это тоже кредит.

    А.ОНОШКО: Нам пишут слушатели, продолжают задавать вопросы. АДМ Студио пишет: «У меня сфера услуг. Сейчас бизнес встал. ТЦ закрыт. За аренду точки в ТЦ плачу всё равно. Плачу долг в банке 840 тысяч рублей. Звонил в банк, сейчас никаких каникул, ни скидок по процентам не дадут. Россия-матушка».

    А.ФУРСИН: Мы знаем, что действительно такой вопрос есть. У меня просьба по каждому конкретному случаю дать нам информацию, что я называл, найти контакты.

    Что касается сегодняшней работы с банками. Есть два направления, которые сейчас ведутся. Первое направление — это принят закон по процентным каникулам. Пока, на сегодняшний день, работа только выстраивается банками, как эти платежи, сегодняшнего года, переносить на следующий год. Потому что закон принят, если не ошибусь, в понедельник был подписан. Это первое.

    Второе. Мы сейчас прорабатываем отдельный механизм за счёт нашего гарантийного фонда, я уже называл его. На сегодняшний день гарантийный фонд по правилам, которые действуют сейчас в Российской Федерации, может давать обеспечение только на «тело» кредита. Мы сейчас прорабатываем с федеральными министерствами на предмет того, чтобы мы могли выдавать наше обеспечение на проценты, на выплаты, которые они сейчас должны будут заплатить по своим кредитам для того, чтобы с банками могли реструктуризировать свои кредиты, перенести эти платежи на следующий год, а мы нашим фондом гарантировали бы выплату этих платежей. В случае как бы дефолтный брать на себя риски предпринимателей. Действительно такая проблема есть и мы сейчас с этой инициативой вышли, прорабатываем это изменение в наших региональных документах, в федеральных. Поэтому, если будет поддержано, соответственно, это для предпринимателей даст возможность эту часть затрат точно так же…

    А.ОНОШКО: Как-то снизить.

    А.ФУРСИН: Да.

    А.ОНОШКО: Алексей Фурсин, руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы у нас сегодня был на линии. Спасибо большое, что уделили ваше время. Я у себя в Telegram-канале выложу номера телефонов горячей линии и других, которые вы называли, чтобы люди, которые не успели записать, могли к вам обратиться. Спасибо вам большое. Надеюсь, ещё услышимся, может даже увидимся.

    А.ФУРСИН: Спасибо, Анастасия. Извините, если не на все вопросы смогли ответить. Мы всегда на связи.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено