• «Люди должны друг о друге знать». Программа «Соседи» на радиостанции «Говорит Москва» от 21 июня 2022 года

    21:00 Июнь 21, 2022

    В гостях

    В ГОСТЯХ:

    Елена Валента

    заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии

    Еркин Тукумов

    директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК

    Николай Стариков

    Писатель, общественный деятель

    Сергей Карнаухов

    политолог

    Пётр Своик

    казахстанский политический и государственный деятель

    Александр Кобринский

    Директор Агентства этнонациональных стратегий

    КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ (Президент Казахстана): «В целом конечный успех евразийской интеграции во многом, если не в значительной степени, зависит именно от эффективности нашей общей торговой стратегии. Казахстан и Россия могут вывести на качественно новый уровень промышленную кооперацию. У нас есть специальный план программы промышленной кооперации в новых условиях. Инвесторам из России будут представляться промышленные площадки с соответствующей инфраструктурой и создаваться благоприятный инвестиционный климат. В принципе, это уже делается. Особая актуальность в текущих реалиях приобретает полноценная реализацию сельскохозяйственного потенциала наших стран.

    Согласно данным ФАО, по обеспеченности сельхозхозяйственными землями Россия и Казахстан занимает лидирующие позиции в мировом масштабе. Данный факт приобретает особую актуальность в свете ухудшения глобальной продовольственной безопасности. По данным Организации Объединённых Наций, в этом году количество голодающих вырастет с 270 до 323 миллионов человек. Снабжение населения качественными, безопасными продуктами питания остаётся первостепенной задачей и фактором поддержания и внутренней стабильности. Для создания надёжной продовольственной системы важно внедрять инновационные решения и передовые технологии, сокращать продовольственные потери.

    Подходы к обеспечению продовольственной безопасности следовало бы разрабатывать как на национальных уровнях, так и в рамках региональных объединений, включая, конечно же, Евразийский экономический союз, с учётом потребностей  интересов всех государственных участников. Без согласованной работы трудно рассчитывать на достижение поставленных целей в этой крайне важной сфере. Другими словами, борьба с запредельной инфляцией, дефицитом продовольствия — это наша общая задача.

    Сейчас и в обозримом будущем для нас нет более актуальной цели, ибо она напрямую касается благополучия наших граждан. Потенциал наших стран позволяет стабильно и полностью обеспечивать наши рынки необходимыми продовольственными товарами, о чём сегодня убедительно сказал президент России. Второе, считают важным продолжить процесс расширения торгово-экономического сотрудничества с третьими странами. Казахстан, будучи активным участником интеграционных процессов, неизменно выступает в пользу взаимовыгодного сотрудничества с другими международными организациями.

    На полях петербургского форума, как я знаю, заинтересовано обсуждается тема формирования большого евразийского партнёрства. Это инициатива Российской Федерации. Предполагается, что данная концепция будет сориентирована, в том числе, на создание общего пространства равноправного сотрудничества региональных организаций. Поэтому Казахстан сохраняет положительное отношение к процессу создания большого евразийского партнёрства. В текущем году Казахстан председательствует в Содружестве Независимых Государств. Его успешный опыт многолетнего функционирования в сложных геополитических условиях со всей очевидностью доказывает эффективность инструментов многостороннего диалога. Полагаю, что СНГ может стать наиболее подходящей базой для реализации такого мега-проекта, я имею в виду, большая Евразия или большое евразийское партнёрство. При этом ШОС, АСЕАН, Евразийский экономический союз могли бы стать неотъемлемой частью большого евразийского пространства. В предстоящие десятилетия такие традиционно дружественные страны, как Китай, Индия, государства Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии могут стать крупными инвесторами в экономики нашего региона».

    НИКОЛАЙ СТАРИКОВ: «КАЗАХСТАН НАХОДИТСЯ В ОДКБ И ЕАЭС НЕ ИЗ БЛАГОДАРНОСТИ, А ИСХОДЯ ИЗ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ»

    С.КУЗОВНИКОВ: Китай уже стал основным экономическим и внешним торговым партнёром Казахстана, который инвестировал в экономику республики за последние пятнадцать лет более 22 миллиардов долларов.

    Добрый вечер, это программа «Соседи» на радио «Говорит Москва», частота 94,8FM. У микрофона Сергей Кузовников. Фрагмент выступления президента Казахстана Касыма-ЖомартаТокаева на 25-м Петербургском международном экономическом форуме совсем неслучайно открыл нашу программу. Не из-за масштаба или актуальности мероприятия, его размаха и внимания прессы. В немалой степени эти масштабность и внимание к форуму было обусловлено участием в нём казахстанского лидера, который не просто стал гостем форума, но и выступил на нём, можно сказать, с программными заявлениями, и участвовал в пленарной сессии со своим российским коллегой — президентом России Владимиром Путиным.

    На сессии в режиме видеоконференции выступил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Кроме того, видеообращение к участникам форума направил председатель КНР Си Цзиньпин. Но личное участие — это не просто присутствие в назначенное время в географической точке, прежде всего, это   живая реакция на происходящее и ответы на вопросы. Судя по тому, что выступление и ответы Токаева разлетелись на цитаты и вызвали отклик в мировой прессе, казахстанскому лидеру удалось не просто попасть в атмосферу петербургского форума, а в немалой степени создать её. Будем откровенны, не просто приезд президента Казахстана в Россию, а полноформатное участие в петербургском форуме дало повод политологам видеть в этом множество знаков и делать далеко идущие выводы.

    Писатель, общественный деятель Николай Стариков считает визит Токаева в Санкт-Петербург поддержкой и знаком уважения.

    Н.СТАРИКОВ: Здесь всё-таки государство следует исходя из своих интересов. Сегодня интересы Казахстана — это активное участие в ОДКБ, в Евразийском союзе. Как мы видим, в сложный момент Россия протянула Казахстану руку помощи. Но не из благодарности должен находиться Казахстан в наших общих деяниях, а исходя из своих национальных интересов, и полному соответствию этим интересам в деятельности ОДКБ и Евразийского союза».

    С.КУЗОВНИКОВ: Это было мнение Николая Старикова.

    Сам Касым-Жомарт Токаев был очень конкретен и точен, формулируя не просто позицию своей страны, а объясняя её интересы. Интересы, которые не только не противоречат устремлениям соседей, но в итоге стабилизируют мировые экономику и политику как следствие, а путь для этого не в изоляции.

    КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ (Президент Казахстана): «Я согласен с тем, что сказал президент Российской Федерации относительно невозможности, да и отсутствия необходимости ухода в самоизоляцию. Всё же я являюсь сторонником международного сотрудничества, будь то политического и тем более инвестиционного, торгово-экономического сотрудничества. Я об этом сегодня говорил в своём выступлении. Если где-то не получает на одном направлении, надо уходить на другое направление, потому что мир такой. Сейчас проводить политику опоры на собственные силы абсолютно невозможно. Действительно, в чистом виде импортозамещения не существует. Нужно активно искать возможности на других рынках, взаимодействовать друг с другом».

    С.КУЗОВНИКОВ: У лидера Казахстана прозвучали и конкретные предложения. Необходимо разработать новую торговую стратегию. И она, прежде всего, должна быть общей. А это возможно только при подлинно союзнических отношениях. Поэтому Токаев неоднократно подчёркивал особый характер отношений между Россией и Казахстаном. Да, есть сложности, есть вопросы. Но есть понимание, есть совпадение целей и задач, понимание интересов и процессов. Споров и дискуссий не стоит опасаться или избегать. В этом ответственность правительств наших стран в условиях геополитики.

    КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ (Президент Казахстана): «Действительно, это вопрос переговорный. Санкции существуют, мы эти санкции учитываем, безусловно, учитываем в нашей торгово-экономической стратегии. Но в то же время есть обязательства, и Казахстан связан с нашими предыдущими соглашениями с Российской Федерацией. Тем более, я сказал в своём выступлении, сама география, не говоря об истории, предполагает то, что мы должны находиться вместе и работать вместе в очень специфических, я бы сказал, условиях. Я упомянул наличие специальной программы промышленной кооперации между нашими странами в новых реальностях, то есть будем работать.

    И полагаю, что Евразийский экономический союз, несмотря на все трудности, имеет перспективу. Всё же страны, которые сочли возможным войти в этот союз, вместе составляют  значительную экономическую силу, потенциал. Но здесь, конечно, забегать вперёд нельзя. Шапкозакидательством ни в коем случае заниматься нельзя, потому что реальные трудности, тем не менее, существуют, это объективная реальность. Поэтому именно в процессе переговоров, нахождения взаимоприемлемых решений и состоит суть нашей предстоящей работы. Это очень сложная работа, об этом я и ранее говорил. Находить именно взаимоприемлемые решения, учитывать интересы друг друга. Да, в рамках Евразийского экономического союза у нас бывают споры, поскольку мы ведь встречаемся не только в открытом формате, но бывает и закрытая часть. Но, как правило, мы находим решения. Это радует».

    ЕЛЕНТА ВАЛЕНТА: «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ КАЖДОЙ ИЗ СТРАН ЕАЭС УЧИТЫВАЮТСЯ»

    С.КУЗОВНИКОВ: Вообще, в своих выступлениях президент Казахстана очень много говорил об интеграции. Что интеграция — это, прежде всего, компромисс между странами-участницами Евразийского экономического союза. Как это практически получается, я хочу сейчас узнать у нашего эксперта Елены АлександровныВаленты, которая представляет департамент транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии. Елена Александровна, добрый вечер.  

    Е.ВАЛЕНТА: Добрый вечер.

    С.КУЗОВНИКОВ: Появилась информация, что казахстанское правительство смягчило правила для международных автоперевозчиков из России и Беларуси, так называемая отмена запрета на перецепку. Давайте постараемся объяснить, что это такое. 

    Е.ВАЛЕНТА: В первую очередь я бы хотела сказать, что не совсем отменили запрет на перецепку. Потому что, по сути дела, данный запрет был наложен приказом министерства индустрии и инфраструктурного развития ещё в 2017 году. Поэтому после обсуждения сообщения о приостановлении действий требований о запрете перецепки, которое было отменено в Беларуси и в России, это решение было обсуждено в ходе встречи глав правительств Казахстана и Российской Федерации 30 мая. Казахстанской стороной проявлено понимание. В качестве доброй воли предложено эффективное решение в сложившейся ситуации. Собственно говоря, это требование о запрете перецепки они предложили опустить до начала следующего года. То есть до конца 2022 года данное требование не будет действовать. Однако уже в ходе подготовки проекта приказа об изменении приказа, который налагает данное требование, казахстанский бизнес не поддержал.

    До 16 июня текущего года у них было публичное обсуждение данного проекта приказа. И, собственно говоря, бизнес выражает опасения, что данное решение снизит конкурентоспособность казахстанских перевозчиков, приведёт к потере рынка, росту, наверное, социальных напряжённостей, введению вторичных санкций. Поэтому бизнес в настоящее время внёс ряд замечаний по данному проекту приказа и этот проект приказа будет ещё редактироваться. Окончательной редакции у нас нет, поэтому мы пока наблюдаем за этим процессом. После этого как будет отредактирован приказ, будет уже понятно, какое будет окончательное решение по данному вопросу. 

    С.КУЗОВНИКОВ: Елена Александровна, я понимаю, там две основных проблемы. Это вопрос с квотами, потому что у Казахстана своя национальная квота на перевозку. И второе, как Вы правильно сказали, это опасения казахстанских автоперевозчиков, что российские и белорусские перевозчики, крупные компании заберут весь объём. Этот момент предусматривался, я так полагаю, когда обсуждалась отмена закона о запрете на перецепку. 

    Е.ВАЛЕНТА: Дело в том, что конечно, безусловно, эти моменты все обсуждались. Я, собственно говоря, далека от мысли, что казахстанский бизнес может ставить под сомнение квалификацию государственного регулятора и то, что регулятор не взвесил все «за/против», риски и угрозы, которые могут быть связаны с проектом приказ. Я думаю, что часто бизнес замыкается в своих узких вопросах и дальше движения этих вопросов не видит. А с точки зрения интеграции, конечно, данное решение способствовало бы пониманию этого процесса всеми сторонами и, наверное, хорошо бы влилось в рамки нашего документа стратегического Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов ЕАЭС.

    Учитывая, что при создании ЕАЭС мы отказались от проведения в сфере транспорта единой политики, предполагающей применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, государства-члены проводят скоординированную и согласованную политику, основанную на согласованных подходах, утверждаемых органами союза. Поэтому национальные интересы каждого из государств учитываются, особенности регулирования отраслей транспорта так же. Во всех отраслях: автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного транспорта. Но в то же время мы говорим о том, что стремимся к поэтапной либерализации транспортных услуг между государствами-членами. 

    С.КУЗОВНИКОВ: Спасибо большое, Елена Александровна. Это была Елена Валента, заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии.

    СЕРГЕЙ КАРНАУХОВ: «РОССИЯ – БРАТСКАЯ СТРАНА КАЗАХСТАНУ»

    Казахстанский лидер, безусловно, воспользовался площадкой форума, чтобы прояснить, обосновать позицию страны. Республика строит новый Казахстан, республика понимает свою роль в мировой картине экономики и политики — роль прогрессивную, интеграционную, стабилизирующую. А правительство Казахстана, прежде всего, ответственно перед своим народом. И это понимают в России. Мнение политолога Сергея Карнаухова.

    С.КАРНАУХОВ: То, что Токаев обращает на это внимание, это важно, в первую очередь, для внутреннего потребителя, для жителей Казахстана, которые должны понимать, что Россия не империя, которая хищно смотрит на Казахстан, а братская страна, которая была готова, готова сейчас и будет готова в будущем прийти первой на помощь, протянуть руку и защитить в самый тяжёлый момент. 

    С.КУЗОВНИКОВ: Это был политолог Сергей Карнаухов. Вообще, хочу отметить, что Казахстан не жалеет усилий и времени, чтобы по разным каналам объяснять и отстаивать свою позицию. Для него очень важно быть понятым во всём мире. За пару дней до Петербургского международного экономического форума на телеканале «Россия 24» вышло большое интервью Касым-ЖомартаТокаева, которое он дал в Нур-Султане журналисту Андрею Кондрашову. Кстати, практически ровно через три года, когда в Казахстане прошли президентские выборы, на которых победил Токаев. Это интервью, конечно, не назовёшь отчётным. Перед казахстанцами Токаев выступает регулярно и старается открыто обсуждать вопросы и выслушивать их мнения и пожелания. Не зря во внутренней политике принята концепция «Слышащего государства». В этом интервью Токаев говорил россиянам об отношениях с Россией и говорил казахстанцам о сохранении и развитии отношений со своими соседями.

    ПЕТР СВОИК: «КОЕ-КТО НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ, ЧТО НАДО ВЫХОДИТЬ ИЗ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ОДКБ. ЭТО, КОНЕЧНО, ГЛУПОСТИ И НИЧЕГО СЕРЬЁЗНОГО ЗА ЭТИМ НЕТ»

    КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ (Президент Казахстана): «Что касается Евразийского экономического союза, то это очень важная организация, на мой взгляд. Я уже в Бишкеке на заседании экономического форума высказывался по поводу интеграции, что это очень сложный труд, который требует взаимных компромиссов. Ведь каждая страна считает необходимым отстаивать свою позицию, и это нормально. И если та или иная страна будет постоянно уступать, и экономика этой страны будет страдать, то естественно возникнет вопрос у граждан этой страны, а в чём вообще польза этой интеграции? И такие вопросы, откровенно говоря, иногда возникают в нашей стране. Именно поэтому наши представители в Евразийском экономическом союзе достаточно упорно отстаивать или, во всяком случае, разъясняют наши интересы среди коллег. Да, бывают споры, но зачем их драматизировать, это ведь нормально в рамках международной организации. Я полагаю, что в конечном счёте мы приходим к нужным решениям и полезным решениям, которые идут на благо интересов наших государств».

    С.КУЗОВНИКОВ: Интервью российскому телеканалу, конечно, не осталось незамеченным в Казахстане. Ведь не только для российской аудитории президент Токаев говорил о нерушимости дружбы между нашими странами. Эти акценты услышал и Пётр Своик, казахстанский политический и государственный деятель, депутат Верховного совета Республики Казахстан XII созыва, депутат Совета республики Верховного совета СССР.

    П.СВОИК: Интервью президента Казахстана российскому телевидению прозвучало накануне его приезда на Петербургский экономический форум, на котором он, конечно же, выступил с программной речью. И здесь он, во-первых, сделал акценты на вечную нерушимость дружбы с Россией, и сказал такие вещи, которые вполне от него надо было ожидать: и насчёт статуса русского языка, и насчёт продолжения участия в интеграции. Казалось бы, ничего другого он и не должен был сказать. Но это определённый ответ на всякие разные вбросы и в казахстанских СМИ и соцсетях насчёт того, что кое-кто начинает говорить о том, что надо выходить из Евразийского экономического союза, из ОДКБ. Это, конечно, глупости и ничего серьёзного за этим нет. Но, тем не менее, президент посчитал необходимым и тут расставить акценты. То есть он не сказал ничего необычного, ничего неожиданного, но сказал вовремя. В наше сложное время это всё стоило ещё раз повторить.

    С.КУЗОВНИКОВ: О словах президента Токаева, которые не были неожиданными, но которые обязательно следовало повторить, говорил казахстанский общественный деятель Пётр Своик.

    Токаев много говорит об интеграции. Позиция Казахстана здесь не меняется тридцать лет со дня объявления независимости. Но сейчас казахстанский лидер призывает ещё и на базе экономики расширять отношения с государствами, которые не являлись наверно пока традиционными для стран-участниц Евразийского экономического союза. Касым-Жомарт Токаев практически делает психологические установки, призывая быть всех оптимистами в очень сложное время. 

    КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ (Президент Казахстана): «Поэтому я являюсь убеждённым сторонником интеграционных процессов, регионального сотрудничества. И, конечно же, ни в коем случае нам не следует уходить в самоизоляцию, уходить в оборону, а выходить на рынки. Вот сегодня президент Российской Федерации очень убедительно говорил на этот счёт. В конце концов, в современном мире так много хороших, перспективных партнёров, просто надо с ними работать, их надо находить. И отрадно, что сейчас целый ряд стран проявляет практический интерес к тому, чтобы в том или ином качестве подключиться к деятельности Евразийского экономического союза. То есть в целом нужно оставаться оптимистами» 

    АЛЕКСАНДР КОБРИНСКИЙ: «КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ ОЧЕНЬ ТОНКО УЛАВЛИВАЕТ ТЕНДЕНЦИЮ»

    С.КУЗОВНИКОВ: Большим евразийским партнёрством называет президент Казахстана концепцию создания общего пространства равноправного сотрудничества региональных организаций — то, что и обсуждалось на петербургском форуме. Узнаем, как эту инициативу оценил доктор исторических наук, профессор и директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский.

    А.КОБРИНСКИЙ: Дело в том, что сегодня реально мир активности, мир цивилизации смещается всё больше и больше в евразийский регион и в азиатский регион. И старая Европа за последние месяцы продемонстрировала свою полную несостоятельность как суверенное государственное образование. Здесь Касым-Жомарт Токаев очень тонко улавливает тенденцию движения по нисходящей западного мира. А когда кто-то идёт по нисходящей, кто-то должен идти по восходящей. И, безусловно, встав в основание процессов, ведущих к взлёту, как государств, так и обществ, Казахстан может иметь большие бонусы. В принципе, казахские руководители всегда отличались дальновидностью и мудростью, казахские руководители всегда старались идти не просто в ногу со временем, а даже слегка это время тянуть за собой. Поэтому можно только приветствовать подобные настроения, ибо я считаю, что чем больше людей объединяется именно на основе своих духовно-нравственных, цивилизационных идей, без привнесения туда чужеродных элементов, тем лучше и счастливее будет жить общество этих стран. 

    С.КУЗОВНИКОВ: Это было мнение директора Агентства этнонациональных стратегий Александра Кобринского. Остаётся добавить, что тема пленарного заседания, в котором принял участие президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, называлась «Новый мир — новые возможности». Мы продолжим с вами через несколько минут, а сейчас «Новости» на радио «Говорит Москва».

    НОВОСТИ

    С.КУЗОВНИКОВ: После выпуска новостей на радио «Говорит Москва» мы возвращаемся в студию программы «Соседи». В рамках Петербургского международного экономического форума проходило множество мероприятий, дискуссий, сессий. Одна из них называлась «Глобальное стратегическое планирование: взгляды и перспективы», в которой принял участие директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте страны Еркин Тукумов. На сессии речь шла о технологической глобализации и тематической адаптации финансово-экономической системы, а также потенциале исследовательских центров. Впрочем, кто следил, тот знает. У нас есть возможность напрямую обратиться к Еркину Тукумову. Еркин Валитханович, добрый вечер.

    ЕРКИН ТУКУМОВ: «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИОРИТЕТНЫМ»

    Е.ТУКУМОВ: Добрый вечер. 

    С.КУЗОВНИКОВ: В своём выступлении на петербургском форуме Вы отметили необходимость расширения экспертного диалога Казахстана и России, определения актуальных направлений исследования и взаимодействия. Поправьте меня, если я что-то упустил. Но я хочу Вас спросить, почему Вы считаете недостаточным взаимодействие между экспертами наших стран?

    Е.ТУКУМОВ: Я не скажу, что у нас нет экспертного взаимодействия, конечно, оно есть, тем более у близких соседей достаточно обширные связи между разными организациями. Но я бы, с другой стороны, не сказал, что у нас есть какой-то системный диалог. То есть когда есть планирование, когда есть обсуждение очень важных тем двустороннего сотрудничества, когда есть некий горизонт прогнозирования проблематик, которые касаются и Казахстана и России, когда есть общая реакция на какие-то совместные проблемы, когда есть общий нарратив — с этой точки зрения, я считаю, что у нас есть потенциал для взаимодействия. Поэтому у нас была обоюдная инициатива со стороны ИМЭМО и КИСИ. Мы провели достаточно хорошую беседу с господином Войтоловским, директором ИМЭМО, договорились о формировании списков экспертов двух сторон по темам, которым мы хотели бы уделить внимание, в основном, это в экономической сфере. И я думаю, что мы в этом году встретимся офлайн и уже начнём системную работу.  

    С.КУЗОВНИКОВ: Я хотел немножко об акцентах поговорить, они звучали и у президента Казахстана. Большая роль отводится, я так полагаю, всё-таки межрегиональному сотрудничеству и общению, не только между Нур-Султаном и Москвой. Я правильно понимаю сейчас тренд или стратегию?

    Е.ТУКУМОВ: Вы абсолютно правильно понимаете. Я думал, что я знаю Россию, до 2018 года, тем более с учётом общего информационного пространства и так далее. Но когда я начал работать в качестве Генерального консула Казахстана в Казани и увидел регион от Екатеринбурга до Нижнего Новгорода, это была моя консульская вотчина, я должен был ездить каждый месяц по всему региону и изучать аспекты разного сотрудничества, культурного, гуманитарного и так далее, я понял, что я вообще не знаю Россию. Это серьёзно. Ведь в нашем понимании московско-центрическом: Россия — это Москва и Санкт-Петербург, и некоторые более-менее известные точки вроде Краснодарского края, курорты и так далее. Всё, никакой повестки другой нет. А ведь регионы России, я их сравниваю со штатами США, каждый имеет свою историю, свой потенциал сотрудничества, свои традиции. Вот Вы знаете, что в Марий Эл есть ежегодный фестиваль русских драматических театров.    

    С.КУЗОВНИКОВ: Теперь, видимо, поеду, посмотрю.

    Е.ТУКУМОВ: Обязательно съездите. Это уникальнейшее событие, каждый год они собирают. Я им сказал: вы сделали междусобойчик, о вас никто не знает. Это талантливые коллективы приезжают со всех регионов и делают конкурс на разные темы. Очень интересно. Я таких примеров могу привести тысячи. Поэтому наше межрегиональное сотрудничество должно быть приоритетным. Люди должны друг о друге знать. Это самая большая проблема — незнание друг друга. Тридцать лет прошло, мы ещё сидим в тридцатилетней давности нарративах друг о друге, когда уже всё поменялось. Если мы будем себя плохо знать, то у нас никакого сотрудничества в деятельности.   

    С.КУЗОВНИКОВ: Да, я с Вами согласен. Но ведь неслучайно поэтому в Санкт-Петербурге президент Казахстана встречался не только с президентом России, но и с руководством Башкортостана и Татарстана. Потому что регионы — это то самое направление, как мы сейчас с вами выяснили, оно не менее важно московско-центрического отношения.

    Е.ТУКУМОВ: Я бы сказал, что это тоже важно. Президент относительно недавно сказал, что одно из проблемных моментов в развитии экономики Казахстана — это отсутствие нефтехимической отрасли. Мы не очень много сделали в этом направлении. Между тем, и в Уфе, и особенно в Казани есть большие компетенции по нефтехимии. Здесь нам нужно большое поле, огромное поле для сотрудничества, нам надо это развивать. 

    ЕРКИН ТУКУМОВ: «КУРУЛТАЙ – ЭТО МАСШТАБНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ СЕРЬЁЗНОЙ ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА»

    С.КУЗОВНИКОВ: Конечно, ведь казахстанцы и россияне никогда не прерывали свои контакты, общение, культурный обмен, экономическое сотрудничество. Вы правильно говорите. Да, может быть, не так активно за эти тридцать лет. Но мы возвращаемся, потому что невозможно прервать родственные, человеческие контакты. За последнее время, у меня такое ощущение, мы в программе об этом говорили и эксперты наши говорили, что контакты активизировались, и теперь  Казахстан становится такой точкой притяжения для россиян. Я посмотрел: на платформе Росстата сказано, что в первом квартале 2022 года из России в Казахстан выехало более 200 тысяч человек (даже точная цифра есть — 204 тысячи человек). И они приезжают в страну, которая строит новый Казахстан, в которой происходят грандиозные изменения.

    Совсем недавно мы в своей программе рассказывали про референдум по изменениям в Конституцию. И на форум в Санкт-Петербург Токаев прилетел после состоявшегося Национального курултая. Народам, которые населяют Россию, слово «курултай» известно, конечно. Но всегда были исторические особенности и, наверное, особенным можно назвать и этот курултай, который прошел 16 июня в Улытау. Я хочу с Вашей помощью попытаться слушателям радио «Говорит Москва» объяснить, что же произошло в Жезказгане, это была попытка собрать народный парламент?

    Е.ТУКУМОВ: Я не считаю, что это народный парламент. Парламент один должен быть, он находится в Нур-Султане. Поэтому не будем заниматься эквилибристикой словесной. Каждый занимает своё место. Я бы сказал так: есть древний институт народной демократии, государственности нашей — это курултай. Собственно говоря, на нём издревле решали самые важные вопросы государства, казахского государства, Казахского ханства. На нём выбирали ханов, когда элита каждых из родов собиралась на курултае. Неслучайно выбрали Улытау — это место, где проводились традиционно курултаи. Ну, не только там, но это одно из сакральных мест. Там были вопросы развития государства, избрания единого правителя, был такой способ легитимизации правителей. Поэтому есть здесь мощная историческая основа. Но в этот раз, конечно, я нисколько не оцениваю это как большой политический, сколько это общественный характер курултая. Это масштабный общественный институт, который может стать серьёзной площадкой для обсуждения важнейших вопросов социального, экономического, политического развития Казахстана.

    Мы формируем новую традицию совещательной демократии, которая базируется на нашей национальной традиции. То есть ни в коем случае не заменять парламент. Я даже так скажу, простыми словами: это большой шаг навстречу укреплению демократических основ, демократических традиций в нашем государстве, основываясь на наших традициях. Может, через некоторое время он уже не будет иметь такой серьёзный смысл, но в данное время, когда все средства хороши для того, чтобы развивать совещательную демократию с разных сторон, где присутствуют общественные деятели со всех регионов. Это же на базе Национального совета создано, в основном известные люди. Но, опять же, не было представлено всех регионов, то сейчас это восполнилось. Можно сказать, это такой Национальный совет в общегосударственном масштабе.

    С.КУЗОВНИКОВ: Еркин Валитханович, хорошо, что Вы к теме Национального совета обратились, потому что мы пытались разобраться и говорили о нём. Национальный совет, представляется,  был важен тем, что там, согласно  концепции «Слышащего государства» выносились очень важные моменты, обсуждались и после этого принимались юридические решения. Не только просто поговорили и забыли, нет, это влияло непосредственно на жизнь страны. А вот курултай? Понятно, собрались 117 уважаемых людей с президентом, обсудили вопросы. А между этими заседаниями он будет работать или нет?        

    Е.ТУКУМОВ: Я думаю, что постоянная работа будет идти. Нет смысла собираться раз в год и обсуждать какую-то одну проблему. Видимо, сейчас будет формироваться постоянный институт взаимодействия между членами. И плюс, там есть определённые каналы донесения инициатив членов курултая до руководства страны. Там же есть заместители, секретари и так далее. Поэтому он заработает в самое ближайшее время, в этом сомнений нет. Я думаю, также как на НСОД там будут продумываться такие же механизмы, но только в большем масштабе, донесение рекомендаций по разным вопросам развития Казахстана до высшего руководства.    

    С.КУЗОВНИКОВ: Я слышал о такой критике, что из 117 человек нет представителей оппозиции. Я не берусь сейчас судить, так это или нет. Я просто хочу Вас спросить: если должны быть представители оппозиции, то это должна быть оппозиция чему тогда, если собраны представители всех областей регионов и, по большому счёту, могут высказать своё мнение?

    Е.ТУКУМОВ: Я с Вами согласен. Я думаю, что в составе курултая есть те, которые достаточно критически смотрят на развитие страны. Они высказывают своё мнение по многим вопросам. Поэтому я не совсем согласен, что там нет представителей. Что значит оппозиция? Какая-то инициальная, правовая, общественная? Во всех смыслах там есть представители людей, которые имеют альтернативную точку зрения, а иначе не было бы создания курултая. Зачем? 

    С.КУЗОВНИКОВ: Продолжая дальше, Токаев сказал о том, что это дело не быстрое, это дело постепенное. Главные цели и задачи понятны, строй и облик будущего Казахстана виден. Но тут всегда возникает вопрос — о кадрах, где же брать кадры, которые будут строить новый Казахстан? Как Вы думаете?

    Е.ТУКУМОВ: Кадры, я думаю, это самый важный вопрос. Я сейчас Вам не скажу какую-то формулу, где взять кадры. Потому что у меня такая же проблема, я директор института, у меня есть вакансии, я ищу кадры, потому что вроде бы достойная зарплата, вроде бы престижное место работы, перспективы. Но я думаю, всегда был и будет дефицит талантливых кадров, потому что за ними всегда гонится весь мир.

    Что касается каналов, то у нас есть замечательная программа «Болашак». Это люди, которые обучаются в лучших университетах. Есть у нас Академия госслужбы, где обучаются люди по разным специальностям. Должны быть лифты внутри каждой организации и тогда не будет проблемы с кадрами, если будут люди мотивированы и изначально видеть транспарентность, свой рост. Если я пришёл, условно, из МИДа, то от атташе до посла человек должен видеть всю цепочку, и это мотивирует людей. Когда человек это не видит, то, конечно, возникают вопросы в его компетенции. Мы к этому идём. Когда у нас будет окончательно выстроена программа транспарентных социальных лифтов, тогда у нас не будет никаких проблем. Есть партийный лифты, в конце концов. С учётом того, что происходит либерализация, создание партий, их функционирование, то партии тоже должны стать социальными лифтами.  

    С.КУЗОВНИКОВ: Вы опережаете мои вопросы. Насколько я знаю, более двадцати сейчас партий, которые желают зарегистрироваться, начать активную партийную деятельность. Двадцать одна или двадцать три партии. Это именно признак или примета того времени, что происходит политическая либерализация и партстроительство. Казахстан идёт в направлении возможности людям высказываться и как-то влиять на события и на решения, которые принимает руководство страны.

    Е.ТУКУМОВ: Совершенно верно. Люди увидели возможность донесения не только своего голоса, но и участия в политике. Другое дело, что всё должно быть транспарентно и юридически оформлено правильно. То есть партии берут не только права, но и обязательства. Я имею в виду, они должны собрать необходимое количество людей, они должны зарегистрироваться, пройти все этапы и так далее. Только потом возможна регистрация. Но я не хочу в это вдаваться, потому что это не мой вопрос. Я больше вижу, что здесь больше позитива, чем негатива, на данном этапе в многопартийности. У нас иногда раздаются голоса: а зачем столько партий, они в итоге раздробят страну, электорат и так далее. Я лично не вижу в этом никакой проблемы, потому что рано или поздно политический рынок приведёт в соответствие с законами нашей жизни, и писаными законами, и социальными нормами и так далее.

    Кто знает, что в США, кроме двух партий — республиканской и демократической, есть сотни других партий. Например, Партия освобождения Делавера или «Чайная партия» и так далее. Ну, что они, как-то влияют на политику страны? Да нет. Есть два-три столпа, они ведут. Но как они до этого дошли, это же очень долгий процесс был — партийное строительство. Не вижу проблем.      

    С.КУЗОВНИКОВ: Я тоже не вижу проблем. Я смотрел цифры, что более 500 митингов разрешённых прошло с начала года в Казахстане. Появление гражданского общества, наверное, так и происходит.

     Но я хочу обратиться к другой теме. В Казахстане появилось три новых региона. Я знаю, что споров, наверное, и в Казахстане хватает, и в России, потому что тоже регулярно обсуждаются подобные инициативы. Три новых области в Казахстане — это назревшее решение, это неожиданное решение или это решение, продиктованное чисто экономикой?  

    Е.ТУКУМОВ: Я думаю, здесь и экономика, и назрело, и есть определённый социальный запрос на это. Я расскажу такой случай, что когда мы приехали в Караганду, нам работники местного акимата жаловались, что просто нереально эффективно исполнять свои обязанности с точки зрения охвата области. В некоторые населённые пункты нужно было ехать тысячу километров. Карагандинская область, ещё до её разделения, была почти как вся Западная Европа. Как возможно регулировать процессы аула, который находится за тысячу километров от Караганды? Это очень неэффективно. Поэтому и было продиктовано разделение большой Карагандинской области. Достаточно большой Восточно-Казахстанской области, но там было немного другое: там было не расстояние, а чтобы святой и важный город Семей возродить. Город с населением более 300 тысяч постепенно деградировал из-за того, что он перестал быть областным центром. Там был запрос на население, именно на воссоздание Семейской области. Поэтому я думаю, что проблемы накопились социальные и так далее. Даже людям было неудобно ездить из маленьких регионов в областной центр для решения своих проблем, в больницу съездить к врачу и так далее.

    Не мне Вам объяснять, такие же вопросы есть и в России, дальность регионов от областного центра. У нас до сих пор есть проблема, что всё решается в городах. Пока не доедешь до какого-то большого города, ты свои проблемы не решишь. Я думаю, что постепенно, по мере децентрализации власти мы будем от этого отходить. Я имею в виду, будут вопросы решаться в центрах, но пока что воссоздание было решением социальных проблем на местах. 

    ЕРКИН ТУКУМОВ: «ЛЮДИ ЧЁТКО ФОРМУЛИРУЮТ ОБРАЗ КАЗАХСТАНА. ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДОЛЖЕН БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫЙ КАЗАХСТАН»

    С.КУЗОВНИКОВ: А Вы можете рассказать, как в Казахстане было воспринято решение об образовании новых областных центров и новых областей? Как люди это восприняли?

    Е.ТУКУМОВ: В основном положительно, особенно в тех областях, которых это коснулось.семейчане ликовали, ликовали люди в Жезказгане. Понятно, это своя рубашка ближе к телу. Люди в целом по Казахстану — очень положительно, а в тех областях была просто нескрываемая радость.  

    С.КУЗОВНИКОВ: Я хочу воспользоваться тем, что Вы возглавляете институт стратегических исследований. Казахстан прошёл с начала этого года непростой, сложный, но очень интересный путь. Уже прошёл референдум, образованы области, прошел Национальный курултай. Какой Казахстан мы и казахстанцы увидят и хотят увидеть в ближайшее время? Что это за страна получается?  

    Е.ТУКУМОВ: Конечно, никаких завышенных ожиданий не должно быть. 5 июня состоялся референдум, это не значит, что 6 июня мы проснулись в другой стране. Но в какой-то степени мы проснулись в другой стране. Почему? Потому что, можно сказать, что это был некий водораздел между старым Казахстаном и новым Казахстаном. Люди чётко формулируют образ Казахстана. Это, прежде всего, должен быть справедливый Казахстан. Это должна быть страна равных возможностей для всех. Это должна быть страна, где хорошее образование, доступная медицина, где есть достойные рабочие места, где есть справедливые суды, эффективные, где поменьше коррупции, где не боишься за безопасность своей семьи и родных. За избираемость и сменяемость власти. За хорошую экологию. Кстати, на экологию, по нашим исследованиям социологическим, это одно из первых мест в рейтинге обеспокоенности казахстанцев. За доступную продукцию, за конкурентную зарплату, за хорошее отношение с соседями, за мирную внешнюю политику.

    Я могут продолжать, но Вы понимаете, что это очень идеализированное государство, но, наверное, мы специально завышаем планки, чтобы к нему стремиться. Я, на самом деле, не знаю таких государств, их очень мало, только североевропейские, скандинавские страны, Норвегия, Швеция. Но самое главное, мы на правильном ориентире.

    С.КУЗОВНИКОВ: Благодарю Вас, Еркин Валитханович. На все наши вопросы ответил Еркин Тукумов, директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте страны.

    Е.ТУКУМОВ: Спасибо.

    С.КУЗОВНИКОВ: Мы встречаемся с вами каждый вторник в 21:00. Это программа «Соседи», у микрофона был Сергей Кузовников. 

     

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено