3 ноября 1794 года генерал-аншеф Александр Суворов отдал приказ о штурме еврейского предместья Варшавы – Праги

08:38 Ноя. 3, 2015

За полгода до этого жители Варшавы подняли восстание, напав на раздробленные отряды русского гарнизона и перебив более двух тысяч солдат. По приказу командования Суворову было поручено осуществить блокаду и очистку города от мятежников.

Собрав под своим началом  25-тысячное войско, Суворов подошел к предместью и начал артиллерийский обстрел самого города и его стен. На следующий день, приблизительно в 5 часов утра, семь колонн пошли на приступ полуразрушенных артиллерийским огнём укреплений, обороняемых гарнизоном и вооружёнными городскими ополченцами. 

Среди защитников Праги началась паника, и к 9 часам утра 4 ноября польские войска капитулировали. В бою погибло по разным данным от 10-ти до 20 тысяч поляков и немного больше взято в плен, с русской стороны согласно официальной реляции убито 580 солдат. 

Перед штурмом Суворов оповестил жителей, чтобы они после падения Праги бежали в русский лагерь, где будет обеспечена их безопасность. Все, кто последовал этому призыву, уцелели. В приказе Суворова перед штурмом говорилось: «В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют - царство небесное, живым - слава!».

Тем не менее, по воспоминаниям современников, штурм превратился в побоище. Российский генерал фон Клуген писал об ожесточенном сопротивлении поляков:  «В нас стреляли из окон домов и с крыш, и наши солдаты, врываясь в дома, умерщвляли всех, кто им ни попадался. Офицеры были уже не в силах прекратить кровопролитие. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу".

Другой участник штурма, Лев Энгельгардт, подтверждает резню: «До самой Вислы на всяком шагу видны были всякого звания умерщвлённые, а на берегу оной навалены были груды тел убитых и умирающих: воинов, жителей, монахов, женщин, ребят. При виде всего того сердце человека замирает, а взоры мерзятся таким позорищем… умерщвлённых жителей было несчётно.»

 Тем не менее демонстративные действия Суворова имели эффект и  9 ноября  на берегу Вислы магистрат поднёс Суворову хлеб-соль и городские ключи. Позже от имени горожан ему была вручена золотая табакерка с бриллиантами и надписью «Варшава — своему избавителю».  

После окончания сражения Суворов направил императрице Екатерине Второй письмо, состоявшее из трёх слов: «Ура! Варшава наша!» и получил ответ «Ура! Фельдмаршал Суворов!». За взятие города Суворов удостоился высшего воинского чина, был пожалован имением в 7 тысяч душ, также получил прусские ордена Чёрного Орла, Красного Орла и другие награды.  

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено